[personal profile] askudashev

http://ur-2222.livejournal.com/

Сегодня битву при Колубаре изучают в Академии им. Фрунзе, Вест-Пойнте и Сен-Сире. А тогда, в декабре 1914-го, она казалось чем-то невероятным. Австрийцы уже отпраздновали победу в Белграде. Но маленькая, измученная Сербия нашла силы для решающего удара.

Королевство Сербия в 1914 году было малопримечательным. Ни размерами, ни развитой экономикой, ни мощными вооружёнными силами оно похвастаться не могло. Аграрная страна, ещё недавно зажатая между двумя империями — Османской и Австро-Венгерской. С балканскими соседями постоянно приходилось бороться за крохи территории. Армия оснащена плохо, вооружение закупалось за границей, а форму солдатам зачастую приходилось шить за свой счёт.

Однако в годы Первой мировой Сербия сумела устоять под ударами двух австрийских наступлений. Это было в начале войны — в августе и сентябре 1914-го. Далось это сербам нелегко, но и австрийцам они тогда изрядно потрепали нервы.

6-го ноября началось третье наступление, которое основательно подорвало силы королевства. Сербская армия уходила на юг, вглубь страны. И увлекала за собой мирное население, не желавшее оставаться на оккупированной территории.

Все ставки были против сербов. Голод, холод, дожди, нехватка боеприпасов, да ещё и тиф.
Австрийцы подступили к Белграду, а сербская армия отошла на правый берег Колубары. Казалось, поражение неизбежно. Из Берлина в Вену уже отправляли поздравительные открытки: Европа ждала заявления о капитуляции.

И некоторые сербские генералы действительно были готовы сдаться. Ситуация была безвыходная. Подразделения отступали в панике и неразберихе.

Однако служил тогда один генерал по имени Живоин Мишич, и у Мишича был план. 14-го ноября он получил должность командующего 1-й сербской армией и сразу начал действовать. На свой страх и риск, вопреки приказам Генштаба.

Его план состоял в том, чтобы дать солдатам передохнуть, сдать столицу без боя… а затем атаковать! Такого противник уж точно ожидать не будет.

План одобрил Верховный Главнокомандующий, принц-регент Александр. 29-го и 30-го ноября сербы вышли на новые позиции к западу от города Горни Милановац. Но Генштаб всё ещё был не уверен. Принц-регент слишком молод, а затея Мишича чересчур рискованная. 2-го декабря Мишич ещё раз детально изложил план контрнаступления командованию. Решающим аргументом было согласие принца‑регента.

На перегруппировку сил осталось меньше суток. Тогда же, 2-го декабря, пришло пополнение. Тысяча триста капралов... то есть, попросту студентов, которые прошли несколько месяцев военного обучения. Но другого подкрепления у сербов не было.

3-го декабря австрийцы провели в Белграде парад в честь победы. Сербы пошли в контрнаступление…

К тому времени общая численность сербской армии составляла примерно 250 тысяч солдат. При этом пулемётных расчётов было всего 180. Противостоявшие им австро-венгерские силы насчитывали 400 тысяч человек. Однако 5 декабря, к удивлению генерала-фельдцейхмастера Оскара Потиорека, командовавшего 6-й австро-венгерской армией, фронт был не просто пробит, а порван в клочья.

6 декабря австро-венгры начали отступать, а сербы пробили линию обороны ещё на одном участке. Потиорек попытался исправить ситуацию, отправив туда подкрепление, но всё было напрасно.
11 декабря австрийское отступление превратилось в бегство. Уже через 4 дня сербы освободили Белград.

Поражение австрийцев поставило крест на карьере Оскара Потиорека. Кажется, император Франц-Иосиф даже назвал его ослом. Но это недостоверно.

Как ослабленные, полуголодные сербы смогли победить хорошо оснащённого врага, превосходящего и по численности, и по вооружению? Наверное, им просто было за что воевать. А ещё были люди, способные вести за собой армию, народ и всю страну.

Королю Петру I тогда было 70 лет. Из-за проблем со здоровьем он отказался от власти, передав её сыну Александру. Однако ничто не смогло его заставить отказаться от исполнения воинского долга.

Накануне сражения он лично присутствовал на передовых позициях и обращался к солдатам с речью. Король говорил, что освобождает их от присяги. Любой желающий мог уйти, спасая свою жизнь.

«Я пришёл к вам, чтобы защитить Сербию или погибнуть вместе с теми, кто хочет сражаться за её свободу», — сказал он.

Увидев своими глазами положение дел и состояние армии, монарх хотел, чтобы в бой шли только добровольцы.

Звучит как легенда. Но речь была короткой, и её записали дословно. Пётр действительно был в окопах среди своих подданых, готовых сложить головы за родную страну. Слишком молодым солдатам он говорил: «Сынок, иди домой. Я встану вместо тебя». Удивительно, но никто не ушёл.

Принц-регент Александр, Верховный Главнокомандующий, тоже постоянно находился на передовой. Особая заслуга престолонаследника — он не стал слушать своего начальника Генштаба, генерала Путника, а доверился Мишичу. А ведь план, в итоге принёсший победу, поначалу отнюдь не казался блестящим.

Брат Александра, принц Джордже тоже воевал. Он был тяжело ранен в конце сентября 1914 и в битве при Колубаре участия не принимал.

Словом, ни у кого из правящей элиты не было идеи отсидеться в тылу или вообще сбежать из страны.

Очевидно, у Сербии несмотря на все материальные трудности, был особый ресурс, на который она могла всецело положиться: её люди. Объединённые целью отстоять отечество.

Примечательно, что поздравления принцу Александру и Верховному Командованию Сербии прислал не только российский император Николай II, но и германский правитель Вильгельм II. В переводе с дипломатического языка это означало лишь одно: худшее — впереди.(с)
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Jan. 21st, 2026 04:37 am
Powered by Dreamwidth Studios