"Советский системный либерал, советник главы КГБ Андропова Георгий Арбатов в своей автобиографии описывает два интересных момента внутренней политики СССР середины 1960-х, до сих пор определяющих нашу жизнь.
Момент первый. Это кухня госпереворота 1964 года со снятием Хрущёва. Мозгом этой операции был Александр Шелепин. Молодой по тем временам (46 лет в 1964 году) глава Комитета партийного контроля и зам. Председателя правительства. В 1958 году (в 40 лет) он возглавил КГБ, его задачей там было провести полную десталинизацию. Например, его установка была, чтобы КГБ занимался только внешней разведкой, а внутреннюю политику передать партии и МВД. Арбатов называет его «ультралеваком» таким «левым коммунистом» (чуть ли не троцкистом) из 1920-х. Шелепин закончил исторический факультет ИФЛИ и был по тем временам «модной молодёжью», что-то типа современных хипстеров.
Брежнев же, как казалось Шелепину и генералам, был слабой фигурой, которой легко можно было манипулировать. Сначала думали сменить Хрущёва на Подгорного, но тот представлялся жёстким, слабоуправляемым человеком, да к тому же ещё и консерватором.
( Collapse )Исполнителем госпереворота снова была армия. Армия за предыдущие десять лет стала основным агентом внутренней политики в СССР. Она участвовала в перевороте июня 1953 года с разгромов Берии и МГБ. Потом – в 1957 году, когда Жуков и армия смогли предотвратить госпереворот Молотова-Кагановича-Маленкова. И вот в 1964 году основными исполнителями замыслов Шелепина были глава Генштаба маршал Бирюзов, а также Миронов – заведующий отделом административных органов Цк КПСС (курировал армию, МВД, суд и прокуратуру).
Арбатов описывает, что Андропов, ещё будучи секретарём ЦК КПСС, понял опасность прихода армии к власти в СССР. Смог убедить в этом Брежнева. Вскоре маршал Бирюзов и куратор силовиков Миронов оба погибают в авиакатастрофе на территории Югославии. В дальнейшем, как пишет, Арбатов, главной задачей Андропов, когда он уже стал главой КГБ, стала полная деполитизация армии. Это, по словам Арбатова, потом помогло в Перестройку и в 1990-е, когда армия молча смотрела на происходившее в стране. Эта установка – не иметь ярких личностей в Минобороне, а само ведомство должно быть под плотным колпаком КГБ/ФСБ – действует до сих пор."
Толкователь
PS деполитизация
"Удивляет и способ – маршал повесился сидя. Данный метод обычно применяется в криминальном мире, так вешаются в тюрьмах из-за «архитектурных особенностей» камер. Однако мало того, что Ахромеев сам дошел до такого метода, так он еще и проигнорировал более традиционный вариант с потолком, на котором будто специально были оборудованы крюки для тяжелых люстр."
"Пистолет аккуратно лежал на тумбочке за головой Пуго. Даже Явлинскому, человеку сугубо гражданскому, трудно было представить, как человек, выстрелив себе в висок, мог его туда положить. А затем лечь на кровать и вытянуться. Если бы глава МВД сначала лег на кровать, а потом выстрелил, то дотянуться до тумбочки, положить на нее пистолет и принять то положение, в котором его застали, ему было бы просто невозможно.Следствие выдвинуло версию, что последней стреляла жена. Она же якобы и положила пистолет на тумбочку. Но вот какая странность: следователи нашли три стреляные гильзы!То, что не укладывалось в голове Явлинского, через десять лет газете «Завтра» объяснил ветеран спецслужб: когда Ерин и Явлинский «вошли в квартиру, в прихожей лежал труп человека. Сам Пуго, полулежа на кровати, сказал Ерину: «Витя, как хорошо, что ты приехал! Одного я успел уложить...» - и потерял сознание. В это время в открытую дверь зашли два человека с короткоствольными автоматами. И, обращаясь к Ерину, сказали: «Виктор Федорович, у вас есть семья, любимые дети, внуки... Вы ведите себя спокойно. Мы сейчас заберем нашего товарища, вас не тронем. Вы приехали на самоубийство - запомните, это было самоубийство...» Взяли тело и ушли. Явлинский тогда выбрался на лестничную площадку, и его вырвало. С того самого момента этот человек оказался перепуган на всю оставшуюся жизнь. Когда ему напоминают о выезде к Пуго, у него просто истерика начинается»."
"Документы о «золоте партии» исчезли из прокуратуры
63-летний Николай Кручина, управляющий делами ЦК КПСС, в этой должности устраивал всех правителей от Андропова до Горбачева. Главный казначей партии выбросился с балкона своей квартиры на пятом этаже престижного дома № 13 26 августа в пять утра! Его жена и младший сын спали. Их разбудили с ужасным известием: Николай Ефимович мертв.Эксперты почему-то сразу не сомневались в самоубийстве. Потому-де, что Николай Ефимович оставил две предсмертные записки. Хотя одна почему-то находилась на столике в холле, а другую нашли при покойном в морге. В ней человек, под чьим контролем находились все счета КПСС в Советском Союзе и за рубежом, писал о своей преданности Горбачеву, своей чистой совести"
"Депутат Лев Рохлин был застрелен ночью 3 июля 1998 года на своей даче в Московской области (поселок Клоково). Смерть настигла боевого генерал-лейтенанта в его собственной постели. Умер Лев Яковлевич во сне. По официальной версии, причиной тому был внутрисемейный конфликт с супругой. Тамара Рохлина якобы выстрелила в мужа, пока тот спал"
Можно дальше продолжить